AutoConsultation.ru
суббота, 08 августа 2020

Знакомимся с понятиями: что такое класс бонуса-малуса в ОСАГО

Подписаться
Вступай в сообщество AutoConsultation.ru!
ВКонтакте:

Каждый автовладелец нашей страны знает, что обойтись без обязательного страхования автогражданской ответственности никак не получится, так как даже оформить на себя автомашину без него не удастся. Обычно страховщики устанавливают стоимость страховки, относительно автомобилей именно так происходит с КАСКО, а вот цена ОСАГО регулируется государством, потому она едина для всех. Обычная стоимость такого полиса является произведением фиксированной ставки или базового тарифа на ряд разнообразных коэффициентов, главенствующую роль среди которых играет бонус-малус. На этом стоит остановиться более подробно и окончательно разобраться, что такое класс бонуса-малуса в ОСАГО, от чего он зависит, а также как влияет на окончательную цену такой страховки для водителя.

Что такое коэффициент бонус-малус в ОСАГО

Ситуация в нашей стране, да и во всем мире, в плане экономики складывается не особенно просто, потому максимальная экономия собственных средств становится актуальным вопросом для каждого, что особенно остро касается автомобилистов. У людей, которые владеют транспортным средством, намного больше всевозможных трат (топливо, обслуживание, амортизация, запасные части, транспортный налог и прочее), чем у тех, кто еще не успел обзавестись автомашиной. При этом оформлять полис автогражданской ответственности ОСАГО является обязательным условием присутствия на дороге, а главным «регулировщиком» его стоимости становится класс бонуса-малуса (КБМ).

Что такое бонус-малус в ОСАГО

Коэффициент бонус-малус – это такой специальный множитель, напрямую влияющий на стоимость самого полиса обязательного автострахования гражданской ответственности ОСАГО, в полной зависимости от аварийности того или иного водителя за прошлый отчетный период. То есть, если вы аккуратно ездили и не попадали в ДТП, то такой коэффициент будет понижающим, а если наоборот, то повышающим.

Из определения видно, что это такое – класс бонуса-малуса, дело остается за деталями, в которых мы и постараемся разобраться более подробно и досконально. Впервые подобного рода множители были применены в 2003 году, чтобы стимулировать водителей более аккуратно вести себя на дорогах и это показало прекрасные результаты.

Понятно, что у каждого водителя есть собственный коэффициент КБМ, который учитывается за предыдущий период, на который была заключена страховка. Это напрямую будет влиять на окончательную стоимость полиса, обойтись без которого не получится ни у кого, так как он является обязательным, то есть необходимым по закону.

Когда компания-страховщик оформляет и продает владельцу авто полис страхования, она обязана учитывать КБМ, который берется из общего реестра (базы данных) Российского союза автомобильных страховщиков (РСА). Если же в базе данные не числятся, к примеру, при оформлении первой автомашины или же при длительном перерыве после последней страховки, коэффициент принимается равным единице. В единой базе РСА содержатся сведения только лишь с 2011 года, а более ранние договора отследить, увы, не получится.

Класс бонус-малус: для кого предназначена скидка

Как мы уже отметили, класс бонус-малус будет выстроен в зависимости от того, какой была аварийность движения того или иного водителя по предварительно заключенным им договорам ОСАГО. Однако стоит понимать, что в учет будут приниматься только полисы, выписанные не раньше, чем год назад, иначе все цифры обнулятся. Если же страховая история по каким-либо причинам у водителя отсутствует, тогда коэффициент ставится равным единице.

  • Понижающий или повышающий КБМ будет учитываться только в том случае, если со времени заключения последнего полиса ОСАГО, не прошло еще одного года.
  • Период использования автотранспортного средства при начислении класса бонуса-малуса не играет совершенно никакой роли.
  • Класс водителя по показателям КБМ рассчитывается всего лишь единожды за год. Это означает, что даже после ДТП по вине водителя, повышающий коэффициент будет применен только при продлении или составлении нового договора страхования.
  • При заключении ограниченного ОСАГО, когда управлять ТС могут только определенное количество лиц, получить скидку по КБМ в дальнейшем смогут только те, кто изначально вписан в договор. Если внести имя в страховку пришлось позже, тогда этот человек учтен при начислении бонуса на следующий период не будет.
  • Коэффициент бонус-малус можно узнать из общей базы данных РСА, потому он будет учитываться не только при переоформлении страховки в той же компании, что и раньше, но и при заключении новых договоров с иными компаниями-страховщиками.

Таким образом, можно сделать вывод, что право на получение весомой скидки на стоимость полиса ОСАГО имеет тот водитель, у которого истек срок действия предыдущей, безаварийной страховки, но с того момента не прошло еще двенадцать месяцев.

Когда класс бонус-малус не будет применен

Кроме тех случаев, когда засчитывается коэффициент за безаварийную езду, а также за езду с ДТП, бывает и так, что данный множитель использован не будет.

  • Если ОСАГО выписывается ровно на срок, пока автомобиль будет перегоняться с одной точки в другую, для чего выписывается специальный маршрутный лист. Такие полисы называются транзитными и все сведения по ним не будут учтены при расчете КБМ.
  • Зарегистрированные за рубежом автотранспортные средства, тоже не будут приниматься в учет, даже при оформлении страховки ОСАГО в Российской Федерации.
  • Если с момента завершения срока действия последнего полиса обязательной автогражданки прошло более года, тогда КБМ тоже не будет засчитан.

Исходя из изученной нами информации, можно сделать вывод, что в ряде случаев ни повышающий, ни понижающий КБМ учитываться не будет, об этом следует помнить, когда вы в следующий раз пойдете оформлять или продлевать ОСАГО, так как порой лучше поторопиться, чем не успеть.

Простой бонус-малус по ОСАГО: особенности и нюансы

Каждый желающий водитель и владелец автотранспортных средств может просто проверить собственный класс бонуса-малуса, так как эта информация находится в общем доступе, то есть является публичной. Однако нужно отметить, что единственный ресурс, позволяющий получить достоверную информацию и не предоставить свои индивидуальные данные неизвестно кому, это Российский союз автостраховщиков (РСА). Только там вы сможете узнать все быстро, а информация будет абсолютно актуальной.

Понятия страховых компаний

  • Расчётный КБМ – итоговый, окончательный коэффициент, который применяется при правильном расчете премии автовладельцу по договору ОСАГО за безаварийную езду.
  • Начальный КБМ – коэффициент, который был учтен на момент заключения нового договора страхования, для водителя или владельца автомашины.
  • КБМ собственника – множитель, учитываемый исключительно для собственника автотранспортного средства.
  • КБМ водителя – коэффициент, считающийся для каждого водителя, внесенного в полис обязательного автострахования ОСАГО.
Стоит знать

Даже если договор ОСАГО за весь срок действия являлся полностью безаварийным, но был расторгнут по каким-либо причинам досрочно, то собственник автомашины и/или водитель полностью лишается возможности получить скидку по КБМ, при заключении нового полиса. Причем это касается и всех предыдущих полисов, то есть коэффициент бонуса-малуса снова будет приравниваться к единице.

Когда полис ОСАГО неограничен

Если с ограниченными вариантами полисов все понятно, то с неограниченными возникает вопрос не толькоо том,  что это – бонус-малус, но и каким образом он может быть и будет начислен и кому это положено. Давайте разберемся вместе, чтобы прояснить все туманные вопросы и сделать коэффициент понятным и доступным.

  • Класс бонус-малус при заключении полиса автогражданки будет присвоен не всем, кто участвовал в движении на данном автомобиле, что в принципе, проверить невозможно, а только его собственнику или страхователю, если это разные лица (езда по доверенности).
  • При заключении неограниченного ОСАГО, коэффициент бонуса-малуса будет считаться только тогда, когда прошлый полис был ограниченным.
  • Учитываться КБМ будет исключительно в том случае, если старый и новый полис содержит в себе сведения о том же человеке и автотранспортном средстве.

В иных случаях, при неограниченном полисе автогражданки ОСАГО, для всех водителей, не внесенных в документ, страховщик будет принимать показатель КБМ за единицу, то есть, фактически, коэффициент не станет ни повышающим, ни понижающим.

Видео-урок, что такое КБМ

Если даже после прочтения нашей статьи, для вас остались какие-то тайны и загадки, можно просто посмотреть видео, размещенное ниже, где все доступно и просто объясняет настоящий специалист.

← Вернуться

ч
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Принять
Политика конфиденциальности